• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология научных исследований в менеджменте: Методы исследований в бизнесе и стратегическом менеджменте

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр

Преподаватель


Бухштабер Наталья Викторовна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предоставляет студентам необходимые знания о методологии исследований, применяемых в бизнесе и стратегическом менеджменте, а также о методах сбора и анализа качественных и количественных данных о деятельности организации, ее внешней и внутренней средах. В курсе рассматриваются вопросы выбора стратегий исследований, построения методологического аппарата и планирования исследований, особенности организации исследовательской деятельности, раскрываются методы и приемы сбора данных, разбираются принципы и подходы к анализу и интерпретации качественных данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ключевой целью курса является формирование у студентов умения использовать освоенные научные методы сбора и анализа данных с целью создания новых теорий, разработки собственных способов и инструментов анализа, необходимых для поддержки принятия управленческих решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен выявлять и формулировать актуальные проблемы в области менеджмента, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями по заданной теме.
  • Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор качественных данных в ходе полевого первичного исследования (проведения серии глубинных интервью)
  • Способен разрабатывать дизайн количественного исследования, направленного на тестирование гипотез;
  • Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор качественных данных в ходе полевого первичного исследования (проведения серии глубинных интервью
  • Способен осуществлять обработку качественных данных;
  • Способен осуществлять обработку и анализ собранных данных;
  • Способен критически оценивать преимущества и недостатки различных методов исследования и делать их обоснованный выбор в соответствии с поставленной исследовательской задачей.
  • Способен разрабатывать концепцию исследования, (включающую: объект, предмет исследования, цели, задачи, ключевые вопросы исследования), которое необходимо повести для решения выявленной управленческой проблемы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Концептуальные и методологические аспекты проведения исследований. Раздел 1.1. Теоретико-методологические основы исследований в бизнесе и стратегическом менеджменте
    Понятие «Исследование». Особенности исследований в бизнесе и стратегическом менеджменте. Организация исследования. Типология исследований. Методологический аппарат исследования: цель, задачи, гипотеза, ключевые вопросы, предмет, объект исследования и взаимосвязь между ними. Алгоритм исследования.
  • Тема1. Концептуальные и методологические аспекты проведения исследований. Раздел 1.2. Критический обзор литературы
    Источники литературы. Этапы и процесс изучения литературы. Структура литературного обзора. Критический литературный обзор. Система рефлексивных вопросов.
  • Тема 2. Выбор стратегии и методов исследования. Проведение качественного исследования. Раздел 2.1. Стратегия исследования
    Модель методологии исследования, ключевые элементы. Понятие стратегии исследования. Операционализация понятий. Модель исследования. Обзор методов исследования. Триангуляция. Анализ потребности в данных. Этика исследования.
  • Тема 2. Выбор стратегии и методов исследования. Проведение качественного исследования. Раздел 2.2. Инструменты сбора качественных данных
    Обзор инструментов сбора данных. Наблюдение. Глубинное интервью. Сбор первичных данных посредством частично структурированных и неструктурированных интервью. Принципы составления гайда интервью. Методы экспертных оценок. Исследование действием. Изучение практических ситуаций (Case study).
  • Тема 3. Особенности сбора количественных данных. Раздел 3.1. Инструменты сбора количественных данных
    Количественное наблюдение. Эксперимент. Опрос. Контент-анализ.
  • Тема 3. Особенности сбора количественных данных. Раздел 3.2. Принципы составления анкеты для количественного опроса
    Методы и стратегии проведения опроса. Процесс составления инструмента сбора данных – анкеты. Требования к анкете. Структура анкеты. Способы повышения качества собираемых данных. Типы вопросов и порядок их расположения в анкете. Способы измерения и шкалы.
  • Тема 4. Анализ и интерпретация качественных данных. Раздел 4.1. Методы анализа качественных данных
    Различия и сходства между анализом количественных и качественных данных. Процесс и алгоритм анализа качественных данных. Стратегии анализа качественных данных (поступательная аппроксимация, иллюстративная стратегия, аналитическое сравнение, построение идеальных типов). Обоснованная теория (Grounded Theory). Этапы и процесс кодирования качественных данных. Виды связей в обоснованной теории. Диаграммы, аналитические заметки и дневник качественного исследования.
  • Тема 4. Анализ и интерпретация качественных данных. Раздел 4.2. Оценка качества результатов исследования
    Факторы, влияющие на качество результатов исследования. Источники снижения качества результатов исследования. Оценка качества результатов исследования. Виды ошибок в измерениях. Понятия достоверности и надежности. Методы проверки качества инструментов исследования. Оценка качества данных/информации. Управление качеством исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий домашнее задание 3
  • неблокирующий тест
  • неблокирующий групповое задание
  • блокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.1 * групповое задание + 0.15 * домашнее задание 1 + 0.3 * домашнее задание 2 + 0.1 * домашнее задание 3 + 0.05 * тест + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gholamreza JandaghI, & Hasan Zarei Matin. (2010). Application of qualitative research in management (why, when and how). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.665ECA7C
  • Lancaster, G. (2005). Research Methods in Management. Amsterdam: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=195596
  • Sanders, K., Cogin, J., & Bainbridge, H. (2014). The growing role of advanced human resource management research methods. Australia, Australia/Oceania: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AF8A4BEB
  • Маркетинговые исследования, Черчилль Г. А., Крылова И. В., 2002
  • Методология научного исследования. (2014). Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.965F37EA

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Townsend, K., Loudoun, R., & Lewin, D. (2016). Handbook of Qualitative Research Methods on Human Resource Management : Innovative Techniques. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1340324
  • Young, S. M. (1999). Field Research Methods in Management Accounting. Accounting Horizons, 13(1), 76–84. https://doi.org/10.2308/acch.1999.13.1.76
  • Лукоянова, О. (2014). Методология Научного Исследования: Исторический Аспект. Международный Научно-Исследовательский Журнал, (6–2 (25)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15757554
  • Попов, А. А., & Черникова, О. Н. (2017). Методы Оценки Эффективности Исследования Систем Управления. Science of Krasnoyarsk / Nauka Krasnoyar’ya, 6(2, 2), 127–136. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2017-2-2-127-136